Постановление Правительства Омской области от 17.08.2023 N 443-п "О государственной информационной системе в сфере здравоохранения Омской области "Региональная медицинская информационная система Омской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2023 года N 443-п
г. Омск
О государственной информационной системе в сфере
здравоохранения Омской области "Региональная медицинская
информационная система Омской области"
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", частью 1 статьи 91 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 8 Закона Омской области "О государственных информационных системах и государственных информационных ресурсах Омской области", в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, оказываемой населению Омской области, а также повышения эффективности управления государственной системой здравоохранения Омской области с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Правительство Омской области постановляет:
1. Создать государственную информационную систему в сфере здравоохранения Омской области "Региональная медицинская информационная система Омской области" (далее - Система).
2. Утвердить прилагаемое Положение о Системе.
3. Установить, что:
1) Министерство здравоохранения Омской области является координатором создания, развития и эксплуатации Системы, а также осуществляет от имени Омской области правомочия и обязанности обладателя информации, содержащейся в Системе;
2) бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Медицинский информационно-аналитический центр" является оператором Системы.
4. Министерству здравоохранения Омской области ежегодно, в течение двух месяцев по окончании календарного года, представлять в Правительство Омской области доклад о реализации Положения о Системе, включая:
1) сведения об актуализации реестров оператора Системы;
2) сведения об осуществлении функций оператора Системы по обеспечению информационной безопасности, в том числе по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты;
3) сведения о достигнутых значениях показателей в составе мониторинга цифровой трансформации медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Омской области, с анализом изменений за отчетный период;
4) предложения по актуализации Положения о Системе или вывод об отсутствии необходимости его актуализации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра труда и социального развития Омской области В.В. Куприянова.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Омской области,
Председателя Правительства
Омской области В.П. Хоценко
Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 17 августа 2023 года N 443-п
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственной информационной системе в сфере
здравоохранения Омской области "Региональная медицинская
информационная система Омской области"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет:
1) назначение государственной информационной системы в сфере здравоохранения Омской области "Региональная медицинская информационная система Омской области" (РМИС Омской области) (далее - Система);
2) задачи, функции и структуру Системы;
3) порядок взаимодействия Системы с медицинскими информационными системами медицинских организаций (далее - МИС МО) и иными информационными системами;
4) порядок и сроки представления информации в Систему;
5) участников информационного взаимодействия;
6) порядок доступа к информации, содержащейся в Системе;
7) требования к программно-техническим средствам Системы;
8) порядок обмена информацией с использованием Системы;
9) порядок защиты информации, содержащейся в Системе.
2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
1) единый цифровой контур в здравоохранении Омской области - единая и согласованно взаимодействующая совокупность:
- регионального центра обработки данных, на котором размещена Система;
- региональной защищенной сети передачи данных;
- средств обеспечения информационной безопасности, компьютерного оборудования и средств электронной подписи для автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) медицинских работников;
- МИС МО, к которым подключены все АРМ медицинских работников, обеспечивающих информационно-технологическую поддержку, автоматизацию клинических и административно-хозяйственных процессов медицинских организаций;
- Системы, подключенной к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ) и обеспечивающей посредством информационного взаимодействия между медицинскими организациями преемственность при оказании медицинской помощи;
2) медицинские организации - медицинские организации государственной системы здравоохранения Омской области и частной системы здравоохранения на территории Омской области;
3) оператор Системы - государственное учреждение Омской области, подведомственное уполномоченному органу, осуществляющее деятельность по эксплуатации Системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;
4) реестры оператора Системы - реестры различных объектов Системы, ведение которых осуществляется оператором Системы в электронном виде в процессе жизненного цикла Системы (создание и эксплуатация) и которые характеризуют наиболее важные ее изменения;
5) сервисы (сервисные функции) - функции, имеющие прямое отношение к достижению основных результатов функционирования Системы для конкретного потребителя;
6) уполномоченный орган - орган исполнительной власти Омской области, являющийся координатором создания, развития и эксплуатации Системы, а также осуществляющий от имени Омской области правомочия и обязанности обладателя информации, содержащейся в Системе.
3. Система обеспечивает информационную поддержку процессов организации и оказания медицинской помощи населению на территории Омской области, включая осуществление сбора, хранения, обработки и предоставления информации о субъектах государственной системы здравоохранения Омской области и частной системы здравоохранения на территории Омской области, об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья в соответствии с:
1) Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
2) Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);
3) постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 года N 447 "Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями" (далее - постановление N 447);
4) постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 года N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" (далее - постановление N 140);
5) приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2018 года N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций" (далее - приказ Минздрава РФ N 911н);
6) приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 сентября 2020 года N 947н "Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов" (далее - приказ Минздрава РФ N 947н);
7) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, в области персональных данных.
4. Уполномоченный орган при необходимости определяет операторов отдельных подсистем Системы, их обязанности и полномочия.
5. При развитии и обеспечении функционирования Системы соблюдаются следующие принципы, подходы и требования:
1) обеспечение единства информационного пространства в сфере здравоохранения на территории Омской области посредством централизованного хранения информации в оперативно доступном всем участникам информационного взаимодействия центре обработки данных, принадлежащем оператору Системы, и интероперабельности информационных систем;
2) осуществление в Системе промежуточной регистрации медицинской документации, ведение которой осуществляется в медицинских организациях, в форме электронных документов в целях организации электронного медицинского документооборота в Омской области (подтверждение факта формирования электронного медицинского документа, наличие достоверной информации о дате и времени его регистрации, отсутствие изменений в нем на протяжении всего срока хранения с момента регистрации сведений об электронном медицинском документе);
3) использование единой системы нормативно-справочной информации (далее - НСИ), соответствующей подсистеме ЕГИСЗ "Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения", с возможностью расширения для дополнительных задач и функций Системы, с обеспечением передачи информации в ЕГИСЗ и в информационную систему территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области;
4) осуществление идентификации пациента во всех подсистемах Системы на основе единого принципа идентификации в Системе и формирование идентификатора пациента и идентификатора случая оказания медицинской помощи пациенту в целях обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и формирования региональной интегрированной электронной медицинской карты пациента в Омской области (далее - РИЭМК) с привязкой всех электронных медицинских документов и других электронных записей пациента в электронной форме к идентификатору пациента, а имеющих отношение к случаю оказания медицинской помощи пациенту - к идентификатору случая оказания медицинской помощи пациенту;
5) ведение операционной базы РИЭМК в части электронных записей, создаваемых в режиме реального времени в процессе организации и оказания медицинской помощи для обеспечения оперативного доступа к имеющейся информации и сведениям, а в части электронных медицинских документов - в соответствии с постановлением N 140;
6) ведение системного контроля качества и полноты собираемых данных в объеме, необходимом для выполнения требований к представляемой в ЕГИСЗ информации;
7) обеспечение управления государственной системой здравоохранения Омской области на основе данных Системы и перспективного применения медицинской информации, содержащейся в Системе, для поддержки принятия врачебных решений, поддержки научных и клинических исследований;
8) обеспечение интероперабельности всех информационных систем в сфере здравоохранения, составляющих единый цифровой контур в здравоохранении Омской области, а также информационной системы территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области путем реализации интеграционных механизмов на основе открытых протоколов информационного взаимодействия, соответствующих применяемым протоколам в части предоставления электронных медицинских документов в ЕГИСЗ, и иных открытых протоколов информационного взаимодействия для обмена электронными записями, не являющимися электронными медицинскими документами, которые обеспечивают однократный ввод и многократное использование первичной информации, включая:
- возможность подключения к Системе для всех участников процессов оказания медицинской помощи на территории Омской области;
- возможность подключения к Системе иных информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 Федерального закона, в соответствии с постановлением N 447;
- обеспечение интеграции с Системой вновь создаваемых для государственных нужд подсистем и сервисов Системы.
6. При развитии и обеспечении функционирования Системы ведутся следующие виды реестров оператора Системы, формы которых утверждаются уполномоченным органом:
1) "Состав единого цифрового контура в здравоохранении Омской области";
2) "Состав информации, размещаемой в РМИС Омской области";
3) "Состав информации, предоставляемой пользователям информации, содержащейся в РМИС Омской области";
4) "Участники информационного взаимодействия и их права доступа";
5) "Внешние информационные системы и регламенты взаимодействия с ними".
7. В целях оценки достигнутого состояния информатизации в здравоохранении на территории Омской области, планирования развития Системы и повышения эффективности ее применения в процессах организации оказания медицинской помощи осуществляется постоянный мониторинг цифровой трансформации медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу, который выполняется преимущественно в автоматизированном режиме, в соответствии с:
1) федеральным проектом "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" национального проекта "Здравоохранение";
2) постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 года N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915";
3) постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 года N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
4) приказом Минздрава РФ N 911н;
5) приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности".
II. Задачи, функции и структура Системы
8. Задачами Системы являются:
1) обеспечение преемственности в процессе оказания медицинской помощи между медицинскими организациями;
2) информационное обеспечение государственного регулирования в сфере здравоохранения Омской области;
3) информационное взаимодействие поставщиков информации в Систему и пользователей информации, содержащейся в Системе;
4) информирование населения по вопросам охраны здоровья и ведения здорового образа жизни;
5) обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме;
6) обеспечение формирования необходимых документов для взаиморасчетов за оказанную медицинскую помощь в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области;
7) обеспечение межведомственного электронного взаимодействия с информационными системами органов государственной власти;
8) сбор, хранение, обмен и представление медицинской документации и сведений в форме электронных документов и электронных медицинских записей, обеспечение электронного медицинского документооборота между медицинскими организациями.
9. Система обеспечивает выполнение требований, установленных приказом Минздрава РФ N 911н, а также реализацию следующих функциональных возможностей:
1) сбор, хранение, обработка и предоставление (ведение) информации о назначении и отпуске лекарственных препаратов для медицинского применения;
2) предоставление гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме;
3) межведомственное взаимодействие с иными информационными системами в соответствии с разделом VIII настоящего Положения;
4) иные функциональные возможности по решению оператора Системы, соответствующие назначению Системы.
10. Перечень подсистем Системы с указанием их назначения и функций совместно с перечнем реализованных функциональных возможностей и процессов в разрезе подсистем Системы ведется в составе реестра оператора Системы "Состав единого цифрового контура в здравоохранении Омской области".
11. Информационное взаимодействие подсистем и других элементов Системы осуществляется на основе открытых протоколов информационного взаимодействия с соблюдением принципов, подходов и требований развития и обеспечения функционирования Системы, указанных в пункте 5 настоящего Положения.
III. Взаимодействие Системы с МИС МО и иными информационными
системами
12. Система взаимодействует с МИС МО, которые вместе с Системой входят в состав единого цифрового контура в здравоохранении Омской области. Единый цифровой контур в здравоохранении Омской области входит в состав единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ.
13. МИС МО для медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу, может быть реализована как:
1) единая система путем создания "облачного" решения с размещением в защищенном "облаке" регионального центра обработки данных на платформе Системы;
2) сервис с использованием иных информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 Федерального закона.
14. При реализации МИС МО в соответствии с подпунктом 1 пункта 13 настоящего Положения оператором Системы обеспечивается логическое разграничение:
1) функций (сервисов) МИС МО от функций (сервисов) подсистем Системы;
2) данных МИС МО от данных Системы таким образом, что данные МИС МО приобретают статус официально переданных в Систему данных после их подтверждения электронными подписями врача и уполномоченного лица медицинской организации.
15. Медицинские организации, подведомственные уполномоченному органу, обеспечивают передачу информации из МИС МО в Систему в полном объеме по всем источникам финансирования и по всем случаям оказания медицинской помощи любым категориям пациентов.
16. Медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти и осуществляющие медицинскую деятельность на территории Омской области, медицинские организации частной системы здравоохранения на территории Омской области обеспечивают передачу информации в Систему на основании соглашения об информационном взаимодействии, указанного в пункте 48 настоящего Положения, определяющего объем передаваемой информации.
17. Перечень МИС МО ведется оператором Системы в составе реестра оператора Системы "Состав единого цифрового контура в здравоохранении Омской области".
18. Соответствие МИС МО, внесенных в реестр оператора Системы "Состав единого цифрового контура в здравоохранении Омской области", требованиям, установленным приказом Минздрава РФ N 911н, обеспечивается медицинскими организациями и подтверждается оператором Системы.
19. В целях обеспечения преемственности в лечебно-диагностическом процессе между медицинскими организациями оператор Системы планирует необходимую мощность хранилища данных Системы исходя из объемов информации, представляемой медицинскими организациями и фармацевтическими организациями в Омской области.
20. Медицинские организации осуществляют в Системе промежуточную регистрацию ведущейся в них медицинской документации в форме электронных документов.
Промежуточная регистрация в Системе медицинской документации обеспечивает подтверждение факта формирования электронного медицинского документа, наличие достоверной информации о дате и времени его регистрации, а также отсутствие изменений в нем на протяжении всего срока хранения с момента регистрации сведений об электронном медицинском документе.
Электронные медицинские документы, регистрация которых предусмотрена в подсистеме ЕГИСЗ "Федеральный реестр электронных медицинских документов", подлежат такой регистрации в соответствии с приказом Минздрава РФ N 947н после осуществления их промежуточной регистрации в Системе.
IV. Порядок и сроки представления информации в Систему
21. Поставщики информации в Систему обязаны размещать сведения в Системе в составе и в сроки, которые определяются оператором Системы по согласованию с уполномоченным органом в реестре оператора Системы "Состав информации, размещаемой в РМИС Омской области", в объеме не меньшем, чем определено законодательством Российской Федерации, с учетом развития подсистем Системы и их функций.
Представление электронных медицинских записей в РИЭМК осуществляется поставщиками информации в Систему в режиме реального времени.
22. Представление сведений в Систему осуществляется с использованием МИС МО и иных информационных систем, включенных в реестр оператора Системы "Внешние информационные системы и регламенты взаимодействия с ними".
23. Подключение МИС МО и иных информационных систем осуществляется в порядке, определенном оператором Системы и согласованном с уполномоченным органом.
24. Достоверность сведений, представляемых в Систему в электронном виде, подтверждается посредством использования в соответствии с федеральным законодательством:
1) усиленной квалифицированной электронной подписи - для поставщиков информации в Систему, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 28 настоящего Положения;
2) усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, - для поставщиков информации в Систему, указанных в подпункте 6 пункта 28 настоящего Положения.
V. Участники информационного взаимодействия
25. Участниками информационного взаимодействия с использованием Системы являются:
1) уполномоченный орган;
2) оператор Системы;
3) поставщики информации в Систему;
4) пользователи информации, содержащейся в Системе.
26. Уполномоченный орган обеспечивает:
1) соблюдение принципов, подходов и требований развития и обеспечения функционирования Системы, указанных в пункте 5 настоящего Положения;
2) разработку и утверждение организационно-распорядительных и методических документов по вопросам представления в Систему и получения из Системы информации, в том числе содержащих требования к форматам передачи и составу представляемых сведений, правила форматно-логического контроля, алгоритмы расчета показателей Системы, с учетом требований законодательства Российской Федерации;
3) опубликование на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проектов правил форматно-логического контроля, а также изменений, которые вносятся в такие правила, форматов структурированных и неструктурированных электронных медицинских документов и сведений, которые подлежат представлению в ходе информационного взаимодействия Системы с ЕГИСЗ, алгоритмов расчета показателей Системы, в том числе ее подсистем, не менее чем за 3 месяца до начала взаимодействия;
4) координацию мероприятий по эксплуатации и развитию Системы;
5) сбор, обобщение и анализ предложений по совершенствованию функций Системы и управлению развитием Системы;
6) подготовку и представление в Правительство Омской области ежегодного доклада о реализации настоящего Положения на основе сведений, поступивших от оператора Системы;
7) утверждение организационно-распорядительных документов по вопросам защиты информации и их актуализацию (при необходимости).
27. Оператор Системы обеспечивает:
1) функционирование Системы, в том числе в части сопровождения ее технического и программного обеспечения;
2) ведение реестра оператора Системы "Состав единого цифрового контура в здравоохранении Омской области", содержащего перечень подсистем Системы с указанием их назначения и функций, а также реестр МИС МО;
3) прием и хранение данных Системы, а также проверку представляемых в Систему сведений, содержащихся в реестре оператора Системы "Состав информации, размещаемой в РМИС Омской области", в соответствии с требованиями, устанавливаемыми уполномоченным органом с учетом законодательства Российской Федерации;
4) представление для пользователей информации, содержащейся в Системе, данных Системы, перечень которых ведется в реестре оператора Системы "Состав информации, предоставляемой пользователям информации, содержащейся в РМИС Омской области", обеспечение целостности и доступности данных Системы;
5) управление доступом участников информационного взаимодействия и ведение реестра оператора Системы "Участники информационного взаимодействия и их права доступа";
6) проверку интеграции с Системой, подключение иных информационных систем, включенных в реестр оператора Системы "Внешние информационные системы и регламенты взаимодействия с ними", и (или) предоставление им доступа к Системе при условии соблюдения участниками информационного взаимодействия установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по защите информации;
7) обязательность идентификации всех участников информационного взаимодействия, а также учета и регистрации всех действий, связанных с обработкой персональных данных при взаимодействии информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона, с Системой;
8) технологическое и иное взаимодействие Системы с иными информационными системами;
9) создание и функционирование информационно-технологического чата оператора Системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе для оперативной координации участников информационного взаимодействия, размещения методических материалов и иных документов по вопросам функционирования Системы;
10) публикацию паспорта Системы по форме, утверждаемой уполномоченным органом, и реестров оператора Системы, указанных в пункте 6 настоящего Положения, на официальном сайте оператора Системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
11) мониторинг обмена информацией с иными информационными системами, включенными в реестр оператора Системы "Внешние информационные системы и регламенты взаимодействия с ними", а также между подсистемами Системы;
12) мониторинг цифровой трансформации медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу, в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения;
13) публикацию результатов мониторинга использования Системы медицинскими организациями, включая рейтинг цифровой трансформации, на официальных сайтах уполномоченного органа и оператора Системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
14) формирование и ведение справочников для внесения сведений в Систему в структурированном виде;
15) методическую поддержку по вопросам технического использования и информационного наполнения Системы;
16) предоставление тестового доступа участнику информационного взаимодействия к подсистемам Системы, в том числе для отработки ошибок при передаче данных, не менее чем за 2 месяца до начала взаимодействия;
17) доступ участников информационного взаимодействия к данным Системы посредством использования интеграционных сервисов;
18) представление в уполномоченный орган сведений для подготовки ежегодного доклада о реализации настоящего Положения, включая:
- сведения об актуализации реестров оператора Системы;
- сведения об осуществлении функций по обеспечению информационной безопасности, в том числе по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты;
- сведения о достигнутых значениях показателей в составе мониторинга цифровой трансформации медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу, с анализом изменений за отчетный период;
- предложения по актуализации Положения или вывод об отсутствии необходимости его актуализации;
19) разработку предложений по развитию Системы;
20) функционирование, включая мониторинг работоспособности Системы, и модернизацию инфраструктуры центрального сегмента Системы (серверное и сетевое оборудование, общесистемное программное обеспечение, каналы передачи данных, средства защиты информации) по согласованию с уполномоченным органом;
21) мониторинг работоспособности и отказоустойчивости компонентов инфраструктуры и средств защиты информации, размещенных в центральном сегменте Системы, программных средств Системы, а также представление в уполномоченный орган регулярной отчетности о результатах проведения такого мониторинга;
22) соблюдение требований законодательства Российской Федерации по защите информации, обрабатываемой в центральном сегменте Системы;
23) администрирование централизованных инструментов управления аппаратно-программными средствами криптографической защиты информации в сети передачи данных Системы;
24) техническую поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам информационной безопасности пользовательского сегмента Системы, взаимодействия пользовательского сегмента Системы с центральным сегментом Системы;
25) защиту информации, создаваемой и обрабатываемой в рамках функционирования Системы, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
26) подключение участников информационного взаимодействия к защищенной сети передачи данных;
27) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в Системе, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к этой информации;
28) незамедлительное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в Системе;
29) недопущение несанкционированного воздействия, нарушающего функционирование входящих в состав Системы технических и программных средств обработки информации;
30) возможность незамедлительного выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в Системе, вследствие несанкционированного доступа и восстановление такой информации;
31) осуществление непрерывного контроля уровня защиты информации, содержащейся в Системе;
32) обнаружение, предупреждение и ликвидацию последствий компьютерных атак и реагирование на компьютерные инциденты;
33) выполнение организационных мероприятий по защите информации, сформированных для Системы, и координацию работы с другими участниками информационного взаимодействия.
28. Поставщиками информации в Систему являются:
1) оператор Системы;
2) медицинские организации;
3) фармацевтические организации в Омской области;
4) территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области;
5) организации, являющиеся операторами иных информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 Федерального закона;
6) граждане (в части медицинской документации и (или) сведений о состоянии здоровья гражданина, предоставленных с согласия гражданина (его законного представителя) или размещенных гражданином (его законным представителем) в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг).
29. Поставщики информации в Систему обеспечивают:
1) представление сведений в Систему в порядке и сроки, определенные реестром оператора Системы "Состав информации, размещаемой в РМИС Омской области";
2) актуальность и достоверность сведений, представляемых в Систему;
3) работоспособность собственных программно-аппаратных средств, используемых при работе с Системой;
4) представление оператору Системы предложений по развитию Системы;
5) выполнение установленных законодательством Российской Федерации требований по защите информации в информационных системах.
30. Пользователями информации, содержащейся в Системе, являются:
1) уполномоченный орган;
2) оператор Системы;
3) медицинские организации;
4) фармацевтические организации в Омской области;
5) территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области;
6) организации, являющиеся операторами иных информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 Федерального закона;
7) граждане;
8) органы исполнительной власти Омской области (за исключением органа, определенного подпунктом 1 настоящего пункта) на основании соглашения об информационном взаимодействии, указанного в пункте 48 настоящего Положения.
31. Пользователи информации, содержащейся в Системе, получают доступ к сведениям, содержащимся в реестре оператора Системы "Состав информации, предоставляемой пользователям информации, содержащейся в РМИС Омской области", и обязаны выполнять установленные законодательством Российской Федерации требования по защите информации, содержащейся в Системе.
32. Представление в Систему сведений, содержащих информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу, осуществляется с согласия такого лица или при наличии иных оснований обработки персональных данных, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, в том числе с соблюдением врачебной тайны.
VI. Порядок доступа к информации, содержащейся в Системе
33. Доступ к информации, содержащейся в Системе, предоставляется пользователям информации, содержащейся в Системе, с применением:
1) единой системы идентификации и аутентификации;
2) квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи;
3) уникального логина и пароля в соответствии с установленными оператором Системы правами доступа.
34. Доступ к данным Системы получают пользователи информации, содержащейся в Системе, зарегистрированные в Системе, в соответствии с ролевой моделью управления доступом.
35. Регистрация пользователей информации, содержащейся в Системе, пользователей иных информационных систем, прошедших авторизацию, идентификацию и аутентификацию в Системе, осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми оператором Системы.
36. Организацию доступа к информации, содержащейся в Системе, обеспечивает оператор Системы в соответствии с регламентом, утверждаемым уполномоченным органом.
37. После прохождения авторизации, идентификации и аутентификации в Системе пользователи информации, содержащейся в Системе, получают санкционированный доступ к Системе для осуществления функций в соответствии с правами доступа пользователей информации, содержащейся в Системе, определенными реестром оператора Системы "Участники информационного взаимодействия и их права доступа".
38. Пользователи информации, содержащейся в Системе, предупреждаются об ответственности за действия, направленные на нарушение процесса функционирования Системы.
39. Состав информации, содержащейся в Системе, порядок предоставления и распространения информации, содержащейся в Системе, порядок доступа к информации, содержащейся в Системе, особенности эксплуатации Системы в части, не урегулированной настоящим Положением, устанавливаются уполномоченным органом.
40. Срок хранения сведений, содержащихся в Системе, определяется с учетом правил, установленных в отношении сроков хранения медицинской документации.
VII. Требования к программно-техническим средствам Системы
41. Программно-технические средства Системы должны:
1) располагаться на территории Российской Федерации;
2) соответствовать требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3) быть сертифицированными Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в отношении входящих в их состав средств защиты информации, включающих программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации (в том числе сведения, составляющие врачебную тайну);
4) обеспечивать хранение медицинской документации в форме электронных документов, предусматривая резервное копирование медицинской документации в форме электронных документов и метаданных, восстановление медицинской документации в форме электронных документов и метаданных из резервных копий;
5) обеспечивать протоколирование и сохранение сведений о предоставлении доступа и о других операциях с документами и метаданными в автоматизированном режиме, а также автоматизированное ведение электронных журналов учета точного времени и фактов размещения, изменения и удаления информации, содержания вносимых изменений;
6) функционировать в бесперебойном круглосуточном режиме, за исключением установленных периодов проведения работ по обслуживанию информационных систем и устранению неисправностей в работе, суммарная длительность которых не должна превышать 4 часов в месяц (за исключением перерывов, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы);
7) обеспечивать размещение информации в ЕГИСЗ в соответствии с приложением N 1 к Положению о ЕГИСЗ, утвержденному постановлением N 140, и обеспечивать доступ к информации, содержащейся в ЕГИСЗ, в соответствии с приложением N 2 к указанному Положению о ЕГИСЗ;
8) обеспечивать информационное взаимодействие информационных систем между собой путем обмена информационными сообщениями посредством формирования, отправки, получения, обработки запросов и ответов, форматы которых разрабатываются операторами информационных систем в сфере здравоохранения на основе справочников и классификаторов, содержащихся в подсистеме ЕГИСЗ "Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения";
9) формировать электронные подписи в автоматическом режиме и включать их в информационные сообщения, проверять содержащиеся в информационных сообщениях электронные подписи организаций и (или) их должностных лиц, в том числе организаций, являющихся операторами информационных систем, участвующих в информационном взаимодействии;
10) обеспечивать достоверность и актуальность сведений о медицинских организациях и медицинских работниках посредством информационного взаимодействия с соответствующими подсистемами ЕГИСЗ;
11) обеспечивать возможность ведения медицинской документации в форме электронных документов.
42. В Системе обеспечивается единство используемой НСИ.
VIII. Порядок обмена информацией с использованием Системы
43. Система взаимодействует с иными информационными системами, перечень которых ведется в реестре оператора Системы "Внешние информационные системы и регламенты взаимодействия с ними".
44. Информационное взаимодействие Системы с МИС МО государственной системы здравоохранения Омской области осуществляется посредством информационного обмена Системы с подсистемами, модулями, АРМ медицинских работников, компонентами указанных МИС МО или с использованием интеграционных подсистем (через их интеграционные профили и сервисы).
45. Информационное взаимодействие Системы с МИС МО частной системы здравоохранения на территории Омской области осуществляется с использованием интеграционных подсистем (через их интеграционные профили и сервисы), с иными информационными системами - с использованием интеграционных подсистем (через их интеграционные профили и сервисы) или системы межведомственного электронного взаимодействия.
Решение о выборе способа взаимодействия принимается оператором Системы с учетом технических возможностей Системы, а также мощностей оборудования, используемого в информационном взаимодействии.
46. Информационное взаимодействие Системы с ЕГИСЗ организуется через единую точку интеграции.
47. Информационное взаимодействие Системы с иными информационными системами осуществляется с использованием защищенной сети передачи данных.
48. Правила информационного взаимодействия Системы с иными информационными системами устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации или соглашениями об информационном взаимодействии, заключаемыми уполномоченным органом с заказчиками (операторами) таких информационных систем.
IX. Защита информации, содержащейся в Системе
49. Информация, содержащаяся в Системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также в области персональных данных.
50. Защита информации, содержащейся в Системе, обеспечивается оператором Системы посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией Системы.
51. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития Системы осуществляются:
1) формирование требований к защите информации, содержащейся в Системе;
2) функционирование и модернизация (развитие) подсистемы защиты информации;
3) применение сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю средств защиты информации;
4) аттестация Системы на соответствие требованиям к защите информации;
5) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;
6) реализация иных мер защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
