Правовые акты Омской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Омской области от 28.09.2023 N 522-п "О реализации модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Омской области в 2023 году"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 28 сентября 2023 года N 522-п

г. Омск

 

О реализации модели системы долговременного ухода

за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися

в уходе, на территории Омской области в 2023 году

 

В целях реализации в 2023 году на территории Омской области Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в соответствии с приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе", от 25 августа 2023 года N 681 "О реализации в 2023 году в Российской Федерации Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, и внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 821 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" Правительство Омской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Омской области (далее - Модель).

2. Министерству труда и социального развития Омской области совместно с Министерством здравоохранения Омской области обеспечить реализацию в 2023 году мероприятий, предусмотренных Моделью.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра труда и социального развития Омской области В.В. Куприянова.

 

Губернатор Омской области,

Председатель Правительства

Омской области                                                            В.П. Хоценко

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства Омской области

от 28 сентября 2023 года N 522-п

 

МОДЕЛЬ

системы долговременного ухода за гражданами пожилого

возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе,

на территории Омской области

 

I. Основные положения

 

1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее соответственно - система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в уходе), на территории Омской области (далее - Модель) разработана в целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" (далее - приказ Минтруда России N 781), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 августа 2023 года N 681 "О реализации в 2023 году в Российской Федерации Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, и внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 821 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография", а также с учетом распоряжения Правительства Омской области от 17 августа 2023 года N 177-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Омской области на 2023 год" (далее - распоряжение Правительства Омской области N 177-рп).

Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.

2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Омской области.

3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

4. В Модели используются следующие понятия:

1) система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;

2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;

3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;

4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;

5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

6) граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.

5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона N 442-ФЗ, и Модели соответственно.

 

II. Цели и задачи внедрения системы долговременного ухода

 

6. Цели системы внедрения долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.

7. Задачи внедрения системы долговременного ухода:

1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;

2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;

3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;

4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;

5) организация содействия гражданам, осуществляющим уход;

6) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;

7) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;

8) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода.

 

III. Участники системы долговременного ухода

 

8. Участниками системы долговременного ухода являются:

1) уполномоченные органы - Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Министерство труда) и его территориальные органы, Министерство здравоохранения Омской области;

2) уполномоченные организации - находящиеся на территории Омской области:

- бюджетные учреждения Омской области - комплексные центры социального обслуживания населения, определенные распоряжением Правительства Омской области N 177-рп (далее - поставщики социальных услуг);

- медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;

- региональные и территориальные координационные центры, созданные в организациях, подведомственных Министерству труда, не являющихся поставщиками социальных услуг;

3) работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;

4) граждане, осуществляющие уход;

5) граждане, нуждающиеся в уходе.

 

IV. Принципы работы в системе долговременного ухода

 

9. Деятельность уполномоченных органов и организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:

1) единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников системы долговременного ухода;

2) приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;

3) разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников системы долговременного ухода;

4) синхронизация действий, которые согласованы всеми участниками системы долговременного ухода, не дублируются и не противоречат друг другу;

5) коллегиальность решений, которые прорабатываются и принимаются участниками системы долговременного ухода совместно;

6) коллективная ответственность за результат, который достигается общими усилиями участников системы долговременного ухода;

7) конфиденциальность информации, получаемой и передаваемой в процессе межведомственного взаимодействия.

10. Деятельность работников уполномоченных организаций в рамках системы долговременного ухода осуществляется с согласия граждан, нуждающихся в уходе, и основывается на следующих принципах: ответственность, компетентность, индивидуальность, добровольность, конфиденциальность.

11. Медицинские организации предоставляют информацию, содержащую сведения, составляющие врачебную тайну, при наличии письменного согласия гражданина (его законного представителя) на разглашение таких сведений.

 

V. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, включение их

в систему долговременного ухода

 

12. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, - процесс обработки информации о потенциальных получателях социальных услуг, поступившей в уполномоченные органы или в региональный или территориальный координационный центр, посредством:

1) информационного обмена с медицинскими организациями сведениями о гражданах, нуждающихся в уходе, выявленных:

- при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- при посещении гражданином участкового врача или иного врача, проведении диагностических исследований и лечебных процедур в медицинских организациях;

2) обращения граждан, их законных представителей или иных лиц, действующих в их интересах:

- на "горячую линию" или "телефон доверия" уполномоченных органов и организаций;

- через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) государственную информационную систему Омской области "Портал государственных и муниципальных услуг Омской области".

13. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в письменной или электронной форме заявление данного гражданина или его законного представителя о предоставлении социальных услуг, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в территориальный орган Министерства труда, либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

14. Заявление о предоставлении социальных услуг подается по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 года N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".

15. Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

16. Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в систему долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг.

17. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и его включение в систему долговременного ухода предполагают проведение следующих мероприятий:

1) определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений;

2) установление при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, уровня нуждаемости в уходе;

3) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;

4) составление территориальным координационным центром проектов индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа) и дополнения к индивидуальной программе;

5) принятие территориальным органом Министерства труда решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому и утверждение индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.

18. Основаниями для исключения гражданина из системы долговременного ухода являются утрата данным гражданином права на социальное обслуживание либо отказ от социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.

19. Решение о предоставлении социального обслуживания и включении гражданина в систему долговременного ухода или об отказе от социального обслуживания принимается территориальным органом Министерства труда в соответствии с положениями Федерального закона N 442-ФЗ.

 

VI. Определение индивидуальной потребности гражданина

в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах

по уходу

 

20. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется специалистами территориального координационного центра, выполняющими функции экспертов по оценке нуждаемости, с учетом сведений, полученных в том числе в порядке информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода.

21. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется в соответствии с рекомендациями по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, предусмотренными приложением N 1 к Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Минтруда России N 781 (далее - Типовая модель), а также рекомендуемым алгоритмом действий экспертов по оценке нуждаемости при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, предусмотренным приложением N 2 к Типовой модели.

22. При определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, используется анкета-опросник для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - анкета-опросник), по форме согласно приложению N 3 к Типовой модели.

23. Анкета-опросник - документ, на основании которого принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, согласно заявлению о предоставлении социальных услуг, поданному гражданином или его законным представителем, или обращению в его интересах лиц, указанных в статье 14 Федерального закона года N 442-ФЗ, либо об отказе в социальном обслуживании.

24. В анкете-опроснике содержатся вопросы о жизнедеятельности гражданина, условиях его проживания, финансовом положении, ближайшем окружении, состоянии здоровья и способности самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни, оценочная шкала индивидуальной потребности в уходе, а также перечень рекомендуемых социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу.

Правила заполнения анкеты-опросника предусмотрены приложением N 4 к Типовой модели.

25. Результатом определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, установление ему уровня нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и иных социальных услуг.

26. При признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, исходя из индивидуальной потребности ему устанавливается первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.

27. В случае возникновения обстоятельств, которые улучшили либо ухудшили или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в уходе, пересматривается индивидуальная потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с последующим подбором социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (не реже одного раза в год).

28. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости.

29. Эксперт по оценке нуждаемости обязан:

1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере";

2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления экспертной деятельности по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;

3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к Типовой модели.

 

VII. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных

услуг по уходу, включаемых в социальный пакет

долговременного ухода

 

30. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и уровнем его нуждаемости в уходе.

31. При подборе социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и определении условий их предоставления учитываются следующие параметры:

1) характер ухода - потребность в замещающих действиях (действия за гражданина, нуждающегося в уходе, не способного полностью или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности), или ассистирующих действиях (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей, в том числе посредством мотивирования, инструктирования), или в их сочетании;

2) периодичность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение недели (от одного раза до нескольких раз);

3) интенсивность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение дня (от одного раза до нескольких раз);

4) продолжительность ухода - объем часов, требуемый для предоставления социальных услуг по уходу в неделю и в день;

5) время предоставления ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение суток (в дневное время, в ночное время);

6) график предоставления социальных услуг по уходу (с учетом возможностей граждан, осуществляющих уход, из числа ближайшего окружения).

32. При определении оптимальных условий предоставления гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, рекомендуется исходить из приоритетности сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде (дома, в семье) и учитывать обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

33. Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется по месту жительства или месту пребывания гражданина, нуждающегося в уходе.

 

VIII. Социальный пакет долговременного ухода

 

34. Социальный пакет долговременного ухода предоставляется бесплатно в форме социального обслуживания на дому гражданам, которым установлен первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.

35. Перечень социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, предусмотрен приложением N 6 к Типовой модели.

36. К социальным услугам по уходу, включаемым в социальный пакет долговременного ухода, направленным на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, на сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием, относятся:

1) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку питания, включая приготовление или помощь при приготовлении и приеме пищи, кормление, соблюдение диеты, питьевого режима и так далее;

2) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку личной гигиены, включая утренний и вечерний туалет, купание, переодевание, смену абсорбирующего белья и другие гигиенические процедуры по уходу за телом и так далее;

3) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку мобильности, включая позиционирование, вертикализацию, передвижение и так далее;

4) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку состояния здоровья, включая наблюдение за общим состоянием здоровья, выполнение медицинских рекомендаций, помощь при подготовке лекарственных препаратов и их приеме, ведение дневника ухода;

5) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку социального функционирования гражданина, включая поддержку потребности в движении и общении, а также навыков, способствующих сохранению памяти, внимания, мышления и так далее.

37. Социальные услуги по уходу предоставляются в соответствии с рекомендуемыми стандартами социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - стандарты), предусмотренными приложением N 7 к Типовой модели.

38. Стандарты устанавливают для каждой социальной услуги по уходу алгоритм, объем, периодичность и условия ее предоставления, а также оценку результатов и показатели качества социальной услуги по уходу. Объем и периодичность предоставления социальных услуг по уходу могут быть изменены в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина, нуждающегося в уходе.

39. Объем социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - объем социального пакета долговременного ухода), определяется в соответствии с уровнем нуждаемости гражданина в уходе и измеряется в часах (минутах) в неделю.

40. При установлении гражданину первого уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 14 часов в неделю (840 минут).

41. При установлении гражданину второго уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 21 часа в неделю (1260 минут).

42. При установлении гражданину третьего уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 28 часов в неделю (1680 минут).

43. Суммарное время, требуемое для предоставления всех социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - суммарное время), не может превышать предельный объем социального пакета долговременного ухода, установленный для каждого уровня нуждаемости в уходе.

44. В случае если суммарное время меньше объема социального пакета долговременного ухода, назначенного гражданину, то избыток времени используют для увеличения объема и периодичности предоставления наиболее трудоемких социальных услуг по уходу.

45. График предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, определяется по согласованию с гражданином, нуждающимся в уходе, или его законным представителем, а также с гражданином, осуществляющим уход (при наличии), и может составлять:

1) до 2 раз в день 3 - 7 дней в неделю при наличии у гражданина первого или второго уровня нуждаемости в уходе;

2) до 3 раз в день 5 - 7 дней в неделю при наличии у гражданина второго или третьего уровня нуждаемости в уходе.

46. Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется в соответствии с рекомендуемым порядком предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, в форме социального обслуживания на дому, предусмотренным приложением N 8 к Типовой модели.

47. Социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, гражданину, нуждающемуся в уходе, предоставляются помощником по уходу, который является работником поставщика социальных услуг.

48. Помощник по уходу обязан:

1) соответствовать требованиям профессионального стандарта "Помощник по уходу";

2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу;

3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к Типовой модели.

49. Помощник по уходу заполняет отчет о предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому (далее - отчет), рекомендуемый образец формы которого предусмотрен приложением N 10 к Типовой модели.

50. Отчет составляется по каждому гражданину, получающему социальный пакет долговременного ухода, один раз в месяц, его заполнение осуществляют все помощники по уходу, обеспечивающие предоставление социальных услуг по уходу.

51. Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого поставщиком социальных услуг, не может быть меньше объема, предусмотренного дополнением к индивидуальной программе.

52. Поставщик социальных услуг не может предоставлять иные социальные услуги взамен социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предусмотренных дополнением к индивидуальной программе.

 

IX. Предоставление гражданам, нуждающимся в уходе,

социальных услуг и социального сопровождения

 

53. Гражданам, нуждающимся в уходе, которым назначен социальный пакет долговременного ухода, иные социальные услуги и социальное сопровождение предоставляются в форме социального обслуживания на дому в соответствии с индивидуальной потребностью граждан на условиях, установленных статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 939н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому".

54. Содействие гражданам, нуждающимся в уходе, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), осуществляется в соответствии с их индивидуальной потребностью в социальном обслуживании на условиях, установленных статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ.

55. К социальному сопровождению граждан, нуждающихся в уходе, относится деятельность по осуществлению содействия:

1) в предоставлении бесплатной медицинской помощи всех видов на дому или в медицинских организациях, включая:

- специализированную, в том числе высокотехнологичную, а также паллиативную медицинскую помощь;

- проведение диспансеризации, медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические), оздоровления;

- диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;

- проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации;

2) в бесплатном предоставлении необходимых лекарственных средств (для граждан, имеющих право на их получение);

3) в получении психологической, педагогической, юридической помощи;

4) в получении социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, включая меры социальной поддержки для граждан, имеющих право на их получение;

5) в получении услуг реабилитации и абилитации (для граждан, имеющих право на их получение).

 

X. Составление гражданам, нуждающимся в уходе,

индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной

программе

 

56. Индивидуальная программа - документ, составляемый в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 года N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".

57. В индивидуальной программе указываются форма (формы) социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг согласно условиям, установленным статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ, и перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

58. Дополнение к индивидуальной программе - документ, составляемый для гражданина, которому при определении индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, установлен первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.

59. В дополнении к индивидуальной программе указываются уровень нуждаемости гражданина в уходе, объем социального пакета долговременного ухода, условия его предоставления и перечень включенных в него социальных услуг по уходу.

60. Дополнение к индивидуальной программе составляется экспертом по оценке нуждаемости по форме, рекомендуемый образец которой предусмотрен приложением N 9 к Типовой модели, и утверждается территориальным органом Министерства труда в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в социальных услугах по уходу в сроки, предусмотренные приложением N 1 к Типовой модели.

61. Граждане, нуждающиеся в уходе, их законные представители имеют право на участие в составлении индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.

62. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе для гражданина или его законного представителя имеют рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

63. Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги их получателю в соответствии с индивидуальной программой, дополнением к индивидуальной программе и условиями договора, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, на основании требований Федерального закона N 442-ФЗ.

64. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе пересматриваются в зависимости от изменения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, но не реже одного раза в год.

65. Данные об индивидуальной программе, дополнении к индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика (наименования поставщиков) социальных услуг, реализующего (реализующих) индивидуальную программу, дополнение к индивидуальной программе) вносятся в регистр получателей социальных услуг Омской области.

 

XI. Заключение договора о предоставлении социальных услуг

 

66. Социальное обслуживание предоставляется гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в соответствии с Федеральным законом N 442-ФЗ (далее - договор).

67. Форма договора утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 года N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".

68. В договоре в обязательном порядке указываются:

1) объем и перечень социальных услуг, определенных индивидуальной программой, предоставляемых на условиях, установленных статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ;

2) объем и перечень социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, определенных дополнением к индивидуальной программе, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому.

69. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе являются приложениями к договору.

70. Отношения, связанные с исполнением договора, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

XII. Обеспечение функционирования системы долговременного

ухода

 

71. Функционирование системы долговременного ухода на территории Омской области обеспечивается уполномоченными органами, уполномоченными организациями и их работниками.

72. Уполномоченные органы создают и развивают сеть организаций, предоставляющих гражданам, нуждающимся в уходе, социальные, медицинские, реабилитационные и абилитационные услуги.

73. Министерство труда формирует инфраструктуру организаций, обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода, включая создание:

1) регионального координационного центра, основной целью которого является информационно-аналитическое обеспечение системы долговременного ухода в Омской области. Положение о региональном координационном центре утверждается Министерством труда;

2) территориального координационного центра, основной целью которого является обеспечение функционирования системы долговременного ухода на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Положение о территориальном координационном центре утверждается Министерством труда;

3) в организации, являющейся поставщиком социальных услуг, структурных подразделений, выполняющих функции:

- пункта проката технических средств реабилитации, основной целью которого является обеспечение предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, во временное пользование технических средств реабилитации. Положение о пункте проката технических средств реабилитации утверждается Министерством труда;

- школы ухода, основной целью которой является обучение граждан, осуществляющих уход, практическим навыкам ухода.

 

XIII. Межведомственное взаимодействие в системе

долговременного ухода

 

74. Организация межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода в Омской области осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, утверждаемого постановлением Правительства Омской области.

75. Регламент межведомственного взаимодействия устанавливает порядок взаимодействия участников системы долговременного ухода по выявлению граждан, нуждающихся в уходе, включению их в систему долговременного ухода, а также порядок и формы взаимодействия, включая информационное взаимодействие между уполномоченными органами и организациями, иными органами и организациями в Омской области:

1) при выявлении потенциальных получателей социальных услуг;

2) при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;

3) при подборе гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;

4) при предоставлении гражданам, нуждающимся в уходе, социального обслуживания, в том числе социальных услуг по уходу;

5) при госпитализации граждан, нуждающихся в уходе, в медицинскую организацию;

6) при подтверждении факта оказания гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в целях оплаты данных услуг поставщику социальных услуг.

76. Межведомственное взаимодействие участников системы долговременного ухода обеспечивается посредством ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

 

XIV. Кадровое обеспечение системы долговременного ухода

 

77. В целях обеспечения функционирования на территории Омской области системы долговременного ухода осуществляется подготовка кадров.

78. Министерство труда организует обучение работников, участвующих в организации и оказании социальных услуг по уходу (помощники по уходу, сотрудники, осуществляющие функции организаторов ухода), а также обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода (сотрудники, осуществляющие функции экспертов по оценке нуждаемости, социальных координаторов, и другие специалисты), по программам дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) (далее - профессиональные программы).

79. Реализация профессиональных программ по обучению экспертов по оценке нуждаемости, социальных координаторов, организаторов ухода и помощников по уходу осуществляется на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, в том числе медицинских образовательных организаций, а также иных организаций, имеющих лицензию на реализацию профессиональных программ, материально-технически оснащенную учебную базу для проведения теоретических и практических занятий, квалифицированный преподавательский состав.

80. Обучение работников уполномоченных организаций по вопросам внедрения системы долговременного ухода осуществляется посредством организации и проведения региональных конференций, обучающих семинаров, тематических мастер-классов, межрегиональных мероприятий по обмену опытом, ознакомлению с лучшими международными практиками.

81. Сотрудники, осуществляющие функции социального координатора, являющиеся работниками регионального или территориального координационного центра, обеспечивают взаимодействие работников медицинских и иных организаций, поставщиков социальных услуг с гражданином, нуждающимся в уходе, его ближайшим окружением, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.

82. Социальный координатор обязан:

1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере";

2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построения эффективного общения, разрешения конфликтных ситуаций, психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;

3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к Типовой модели.

83. Деятельность социального координатора территориального координационного центра осуществляется во взаимодействии с социальным координатором регионального координационного центра и организатором ухода.

84. Сотрудник, осуществляющий функции организатора ухода, назначается руководителем поставщика социальных услуг, осуществляет организацию деятельности помощников по уходу и контроль за предоставлением гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.

85. Организатор ухода обязан:

1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Руководитель организации социального обслуживания", "Специалист по социальной работе";

2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построению эффективного общения, разрешению конфликтных ситуаций, изучения психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;

3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к Типовой модели.

 

XV. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода

 

86. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода осуществляется за счет:

1) средств бюджета Омской области, предусмотренных на реализацию распоряжения Правительства Омской области N 177-рп;

2) средств федерального бюджета, предусмотренных:

- на реализацию пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода;

- на обеспечение граждан техническими средствами реабилитации, осуществление социальной реабилитации и абилитации;

3) дополнительных средств федерального бюджета на финансовое обеспечение предоставления социального пакета долговременного ухода.

 

XVI. Контроль качества предоставления гражданам, нуждающимся

в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный

пакет долговременного ухода, и мониторинг функционирования

системы долговременного ухода

 

87. Контроль качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, - система мероприятий, проводимых на постоянной основе в целях проверки результативности исполнения договора и дополнения к индивидуальной программе (включая исполнение помощником по уходу своих должностных обязанностей), осуществляемых Министерством труда, территориальными органами Министерства труда, территориальным координационным центром, поставщиками социальных услуг.

88. Мониторинг функционирования системы долговременного ухода (далее - мониторинг) - система наблюдений, осуществляемых региональным и территориальными координационными центрами на постоянной основе посредством сбора, обобщения, анализа и систематизации информации:

1) по выявлению потенциальных получателей социальных услуг;

2) по определению экспертом по оценке нуждаемости территориального координационного центра индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;

3) по исполнению поставщиком социальных услуг дополнения к индивидуальной программе;

4) по получению территориальным координационным центром и исполнению помощником по уходу медицинских рекомендаций при организации ухода за гражданином, нуждающимся в уходе;

5) по обеспеченности техническими средствами реабилитации пунктов проката таких средств;

6) по организации в школах ухода обучения граждан, осуществляющих уход (из числа ближайшего окружения).

89. Мониторинг осуществляется с использованием ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

 

XVII. Комплекс мероприятий Омской области по внедрению

системы долговременного ухода

 

90. Внедрение и развитие системы долговременного ухода на территории Омской области осуществляется посредством:

1) формирования на уровне высшего исполнительного органа Омской области постоянно действующей межведомственной рабочей группы по внедрению системы долговременного ухода, утверждения регламента ее работы, полномочий и состава, включающего в том числе отраслевых экспертов;

2) проведения оценки имеющихся для внедрения системы долговременного ухода на территории Омской области демографических, инфраструктурных, кадровых, финансовых, материально-технических, административных и иных ресурсов с последующей разработкой мер по их увеличению;

3) разработки и утверждения плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию системы долговременного ухода (далее - региональный план), включая определение ответственных исполнителей и источников финансирования мероприятий регионального плана;

4) разработки и утверждения целевых показателей внедрения системы долговременного ухода на территории Омской области;

5) разработки и утверждения нормативных правовых актов, регулирующих реализацию на территории Омской области системы долговременного ухода в соответствии с Типовой моделью;

6) определения и утверждения полномочий, прав и обязанностей уполномоченных органов, организаций и их работников в системе долговременного ухода;

7) разработки и утверждения регламента межведомственного взаимодействия, в том числе информационного взаимодействия, уполномоченных органов, организаций и их работников в рамках системы долговременного ухода;

8) организации подготовки работников, обеспечивающих организацию и оказание социальных услуг по уходу, а также функционирование системы долговременного ухода;

9) определения инфраструктуры системы долговременного ухода, включая создание регионального и территориальных координационных центров;

10) обеспечения материально-технической базы для создания пунктов проката технических средств реабилитации, школ ухода;

11) обеспечения контроля качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;

12) обеспечения поддержки граждан, осуществляющих уход, путем организации их обучения в школах ухода;

13) обеспечения межведомственной информационной поддержки системы долговременного ухода, включая информирование граждан;

14) разработки механизма получения уполномоченным органом сведений о потенциальных получателях социальных услуг в системе долговременного ухода, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;

15) проведения мониторингов, формирования отчетности о функционировании на территории Омской области системы долговременного ухода.

 

Постановление Правительства Омской области "О реализации модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Омской области в 2023 году" от 28.09.2023 N 522-п