Постановление Правительства Омской области от 11.04.2024 N 221-п "Об установлении особого противопожарного режима на территории Омской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2024 года N 221-п
г. Омск
Об установлении особого противопожарного режима
на территории Омской области
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О пожарной безопасности", пунктом 7 статьи 3 Закона Омской области "О пожарной безопасности в Омской области", в связи с повышением пожарной опасности Правительство Омской области постановляет:
1. Установить особый противопожарный режим:
1) с 15 апреля по 15 июня 2024 года - на территориях городского округа город Омск, Азовского немецкого национального, Горьковского, Исилькульского, Калачинского, Кормиловского, Любинского, Марьяновского, Москаленского, Называевского, Нижнеомского, Нововаршавского, Одесского, Оконешниковского, Омского, Павлоградского, Полтавского, Русско-Полянского, Саргатского, Таврического, Черлакского, Шербакульского муниципальных районов Омской области;
2) с 20 апреля по 20 июня 2024 года - на территориях Большереченского, Большеуковского, Знаменского, Колосовского, Крутинского, Муромцевского, Седельниковского, Тарского, Тевризского, Тюкалинского, Усть-Ишимского муниципальных районов Омской области.
2. На период действия особого противопожарного режима:
1) запрещается:
- разведение костров, использование открытого огня, в том числе сжигание мусора, травы, листвы и иных материалов, а также выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением случаев, предусмотренных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима));
- использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, для строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных;
- оставление сухостойных деревьев, кустарников и иных горючих материалов в границах полос отвода и придорожных полосах автомобильных дорог, в границах полос отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов;
- использование для стоянки автомобилей площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты, на территории населенных пунктов, предприятий и организаций;
- устройство свалок отходов на территориях общего пользования сельских (городских) поселений и городского округа город Омск, территориях садоводства или огородничества (на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества), а также в лесах, лесопарковых зонах, охранных зонах линий электропередачи, электрических станций, подстанций и на землях сельскохозяйственного назначения;
- использование противопожарных минерализованных полос и противопожарных расстояний для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов;
- запуск неуправляемых изделий из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня, на расстоянии менее 1000 метров от лесов, а также на территориях сельских (городских) поселений и городского округа город Омск;
- складирование сена, соломы и дров на расстоянии менее 50 метров от мостов, путепроводов, путевых сооружений и путей организованного движения поездов, а также от лесных насаждений, менее 15 метров от оси линий связи, а также в пределах охранных зон воздушных линий электропередачи;
- посещение лесов гражданами (кроме граждан, имеющих статус добровольного пожарного, граждан, осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность в соответствии с законодательством при осуществлении ими мероприятий по обеспечению пожарной безопасности), за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и пиротехнической продукции на территории организаций отдыха детей и их оздоровления, где размещение детей осуществляется в палатках и иных некапитальных строениях, предназначенных для проживания детей (далее - детский лагерь палаточного типа);
- размещение детских лагерей палаточного типа на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и на прилегающих к ним землях, а также на территориях, не очищенных от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов в радиусе 30 метров;
2) обеспечивается:
- правообладателями земельных участков (собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладателями территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд:
уборка мусора, сухой растительности и покос травы в границах земельных участков на основании кадастрового или межевого плана;
надлежащее техническое содержание дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения;
принятие мер по поддержанию исправного состояния источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных водоемов (резервуаров) и пирсов, пожарных гидрантов) при их наличии;
- правообладателями (собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов (за исключением садоводческих и огороднических объединений граждан):
уборка мусора, сухой растительности;
принятие мер по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах;
- правообладателями (собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами) земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов (за исключением садоводческих и огороднических объединений граждан), принятие мер по недопущению горения сухой травянистой растительности и мусора на земельных участках, а в случае возникновения таких возгораний незамедлительное принятие мер по их локализации и ликвидации;
- лицами, владеющими, пользующимися и (или) распоряжающимися территорией, прилегающей к лесу, проведение мероприятий по очистке территорий, прилегающих к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером;
- руководителями объектов переработки древесины и других лесных ресурсов (углежжение, смолокурение, дегтекурение, заготовление живицы), расположенных в лесах:
охрана в нерабочее время объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов;
очистка от мусора, порубочных остатков, щепы, опилок и других горючих материалов территории, на которой располагаются противопожарные разрывы от объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов до кромки лесных насаждений;
размещение основных и промежуточных складов для хранения живицы в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 (далее - Правила пожарной безопасности), а также обустройство от указанных объектов до кромки лесных насаждений противопожарных минерализованных полос или иных противопожарных барьеров;
проведение внеплановых противопожарных инструктажей с работниками о введении особого противопожарного режима и ограничениях;
- руководителями организаций, лицами, владеющими, пользующимися и (или) распоряжающимися территориями, зданиями, сооружениями, помещениями организаций и другими объектами защиты:
обустройство на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах;
проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре;
3) в случае проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации особо опасных болезней животных допускается их утилизация путем сжигания под открытым небом в траншеях (ямах) (далее - участок сжигания биологических отходов) до образования негорючего остатка при соблюдении следующих условий:
- устройство и размеры участка сжигания биологических отходов должны обеспечивать нахождение продуктов сжигания биологических отходов в пределах такого участка;
- участок сжигания биологических отходов располагается на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта защиты;
- территория вокруг участка сжигания биологических отходов очищена в радиусе 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,5 метра;
- лица, участвующие в сжигании биологических отходов, постоянно находятся на месте проведения работ и обеспечены первичными средствами пожаротушения;
- о времени и месте сжигании биологических отходов необходимо заблаговременно информировать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области.
3. Главному управлению лесного хозяйства Омской области:
1) принимать необходимые меры, направленные на ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, провести определенные виды работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в соответствии с федеральным законодательством;
2) в период действия особого противопожарного режима обеспечить патрулирование лесов в целях выявления случаев нарушения Правил пожарной безопасности с применением мер административного воздействия в рамках имеющихся полномочий;
3) в период действия введенных ограничений на пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств принимать необходимые меры по усилению патрулирования лесов;
4) в установленном порядке информировать население о введенных ограничениях путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Главного управления лесного хозяйства Омской области.
4. Министерству природных ресурсов и экологии Омской области:
1) организовать разъяснительную работу по соблюдению требований пожарной безопасности среди охотников и рыболовов;
2) организовать информирование лиц, получающих разрешение на добычу охотничьих ресурсов, об установлении особого противопожарного режима и введенных дополнительных ограничениях и иных требований, предусмотренных Правилами противопожарного режима.
5. Министерству образования Омской области организовать разъяснительную работу среди учащихся образовательных учреждений об установлении особого противопожарного режима и связанных с этим ограничениях, а также по вопросам бережного отношения к лесу, соблюдения Правил пожарной безопасности на территории лесов и на открытой территории.
6. Министерству труда и социального развития Омской области, Министерству по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области в рамках своей компетенции организовать информирование населения о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности и действиях при пожаре, об установлении особого противопожарного режима и связанных с этим ограничениях.
7. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области:
1) проинформировать сельскохозяйственных товаропроизводителей о противопожарном состоянии объектов сельского хозяйства, об установленных запретах и дополнительных требованиях пожарной безопасности в период действия особого противопожарного режима;
2) организовать доведение до сельскохозяйственных товаропроизводителей требований Правил противопожарного режима в части обеспечения пожарной безопасности объектов сельскохозяйственного назначения и земельных участков, прилегающих к лесным массивам, а также информации о порядке лишения субсидий в случае их привлечения к административной ответственности за нарушение требований пункта 185 Правил противопожарного режима;
3) организовать выполнение комплекса мероприятий по вопросам обеспечения пожарной безопасности при проведении сезонных полевых работ, обратив особое внимание на недопущение выжигания и сжигания сухой растительности, соломы и стерни сельскохозяйственных культур на землях сельскохозяйственного назначения;
4) организовать размещение информационных стендов о запрете выжигания и сжигания сухой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, а также выполнение пользователями земель сельскохозяйственного назначения противопожарных мероприятий, обратив особое внимание на территории, граничащие с лесными массивами;
5) обеспечить взаимодействие с органами местного самоуправления Омской области по недопущению выжигания сухой растительности, сжигания мусора и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения.
8. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Омской области:
1) обеспечить очистку полос отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения от горючих материалов, в том числе от сухой травянистой растительности, хвороста, порубочных остатков, сухостойных деревьев и кустарников;
2) рекомендовать организациям, осуществляющим перевозки, незамедлительно информировать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о выявлении очагов горения и палов сухой растительности по маршрутам их следования.
9. Министерству региональной политики и массовых коммуникаций Омской области организовать информирование населения об установлении особого противопожарного режима и связанных с этим ограничениях.
10. Рекомендовать:
1) органам местного самоуправления Омской области:
- организовать проведение внеочередных заседаний комиссий по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальных образованиях по вопросам защищенности населенных пунктов от лесных и других ландшафтных (природных) пожаров и разработки планов реализации дополнительных требований пожарной безопасности;
- осуществить уточнение планов привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и обеспечить готовность сил и средств муниципальных звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области;
- создать (обновить) вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 20 метров или иные противопожарные барьеры;
- проводить уборку территорий и объектов от мусора, сухой растительности, а также покос травы в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов;
- обеспечить исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах;
- обеспечить надлежащее техническое содержание дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения;
- организовать информирование населения об установлении особого противопожарного режима и связанных с этим ограничениях, в том числе путем проведения по дворовых обходов и сходов граждан;
- обеспечить привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, реагирования на угрозу и возникновение чрезвычайной ситуации, связанной с лесными и другими ландшафтными (природными) пожарами, принятия мер по выявлению и оперативному тушению источников открытого огня;
- организовать работу межведомственных штабов, возглавляемых главой или заместителем главы администрации;
- организовать создание и работу патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп;
- обеспечить патрулирование населенных пунктов, территорий садоводческих или огороднических товариществ, мест массового отдыха населения межведомственными группами в целях оперативного выявления фактов зарастания территорий сухой растительностью или ее сжигания и привлечения виновных к ответственности;
- осуществлять контроль за исполнением правил благоустройства территорий муниципальных образований в части очистки от сухой травянистой растительности и мусора с принятием мер административного воздействия;
- организовать круглосуточное наблюдение за противопожарным состоянием в населенных пунктах и прилегающих к ним зонах;
- организовать незамедлительную проверку информации о возгораниях, в том числе полученной с использованием мобильного приложения "Термические точки";
- обеспечить выполнение дополнительных требований в период действия особого противопожарного режима;
- осуществить вывоз мусора и сухой растительности с территорий сельских (городских) поселений, обеспечив соблюдение порядка утилизации отходов, исключающей их огневую обработку;
- при необходимости увеличить противопожарные разрывы в границах населенных пунктов, создать противопожарные минерализованные полосы;
- подготовить имеющуюся водовозную и землеройную технику для возможного использования в тушении пожаров;
- создать резерв горюче-смазочных материалов и иных материальных ресурсов на период действия особого противопожарного режима;
- создать необходимый запас первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря;
- обеспечить готовность пунктов временного размещения населения, эвакуируемого из населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров;
- обеспечить готовность систем связи и оповещения населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными и другими ландшафтными (природными) пожарами;
- обеспечить своевременную эвакуацию населения при получении информации о возможном переходе лесного или другого ландшафтного (природного) пожара на территорию населенного пункта;
- организовать выявление нарушений на участках в границах охранных зон в части очистки, зарастания территории, а также неисправностей воздушных линий электропередачи (провисания, возможность перехлеста и др.), принятие мер по их устранению в рамках полномочий, а также информирование заинтересованных служб и ведомств;
2) Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области:
- организовать доведение до населения информации об установлении особого противопожарного режима и связанных с этим ограничениях пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств;
- принять меры по соблюдению ограничений на посещение гражданами лесов на период действия особого противопожарного режима;
- принять меры в пределах компетенции по содействию в обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении рейдовых мероприятий в населенных пунктах, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах, летних оздоровительных лагерях в целях пресечения нарушений требований пожарной безопасности;
- ориентировать личный состав на выявление нарушений требований пожарной безопасности, связанных с зарастанием территории сухой травянистой растительностью, ее выжиганием, разведением костров и сжиганием мусора;
- принять участие в проведении мероприятий по усилению охраны общественного порядка на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения, в местах пожаров и на прилегающих к ним территориях;
3) Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области:
- организовать проведение внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров;
- принять участие в проведении совместных с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области и другими заинтересованными органами рейдовых мероприятий в населенных пунктах, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах, летних оздоровительных лагерях в целях пресечения нарушений требований пожарной безопасности;
- организовать освещение дополнительных требований пожарной безопасности и проводимых мероприятий в средствах массовой информации, в том числе с помощью Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения;
- обеспечить готовность аэромобильной группировки к выполнению задач по предназначению;
- организовать усиление группировки сил и средств в районах с наиболее сложной оперативной обстановкой;
4) Западно-Сибирской железной дороге - филиалу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (по Омскому территориальному управлению), Свердловской железной дороге - филиалу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (по Тюменскому территориальному управлению) провести в пределах полос отвода и охранных зонах железных дорог (в том числе переведенных на консервацию) очистку от валежника, порубочных остатков и кустарника (за исключением деревьев и кустарников, отнесенных к художественно-ландшафтному оформлению дорог и сооружений, а также к защитным лесополосам), шпал железнодорожных деревянных отработанных и бракованных, а также других горючих отходов;
5) федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства", казенному учреждению Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" обеспечить очистку полос отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения от горючих материалов, в том числе от сухой травянистой растительности, хвороста, порубочных остатков, сухостойных деревьев и кустарников;
6) территориальным сетевым организациям провести мероприятия в рамках требований правил технической эксплуатации, направленные на выявление нарушений на участках в границах охранных зон в части очистки, зарастания территорий, а также нарушений и неисправностей воздушных линий электропередачи, принять меры по их устранению в пределах полномочий;
7) федеральному государственному бюджетному учреждению "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" обеспечить незамедлительное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления Омской области, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти об опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлениях и высоких классах пожарной опасности по условиям погоды.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области А.С. Ромахина.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Омской области Д.В. Ушаков