Правовые акты Омской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Администрации города Омска от 13.10.2025 N 771-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов в Омский городской Совет"

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 13 октября 2025 года N 771-п

 

О внесении проекта бюджета города Омска на 2026 год

и плановый период 2027 и 2028 годов в Омский городской Совет

 

В соответствии со статьями 172, 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", Уставом города Омска, постановляю:

1. Одобрить:

- прогноз социально-экономического развития города Омска на 2026 год и на период до 2028 года согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;

- основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

2. Внести на рассмотрение в Омский городской Совет проект Решения Омского городского Совета "О бюджете города Омска на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов" в установленном порядке.

3. Признать утратившим силу постановление Администрации города Омска от 3 октября 2025 года N 747-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов в Омский городской Совет".

4. Департаменту информационной политики Администрации города Омска официально опубликовать настоящее постановление и разместить его на официальном сайте Администрации города Омска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Мэр города Омска                                                                 С.Н. Шелест

 

 

 

Приложение N 1

к постановлению Администрации города Омска

от 13 октября 2025 года N 771-п

 

ПРОГНОЗ

социально-экономического развития города Омска на 2026 год

и на период до 2028 года

 

1. Показатели прогноза социально-экономического развития

города Омска на 2026 год и на период до 2028 года

 


N п/п

Показатель

Единица измерения

2024 год (отчет)

2025 год

(оценка)

2026 год (прогноз)

2027 год (прогноз)

2028 год (прогноз)

первый вариант

второй вариант

первый вариант

второй вариант

первый вариант

второй вариант

1

Среднегодовая численность населения, в том числе:

тыс. чел.

1 102,9

1 100,5

1 095,9

1 098,7

1 091,5

1 096,8

1 086,7

1 094,6

моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет) <1>

тыс. чел.

202,6

198,1

192,6

192,7

186,6

186,7

179,4

179,6

в трудоспособном возрасте <1>, <2>

тыс. чел.

632,4

630,0

632,1

633,4

635,9

637,3

640,6

641,9

старше трудоспособного возраста <1>, <3>

тыс. чел.

267,9

272,4

271,2

272,6

269,0

272,8

266,7

273,1

2

Среднегодовая численность населения в возрасте 1 - 6 лет <1>

тыс. чел.

63,2

59,1

55,9

55,9

53,3

53,3

50,9

50,9

3

Среднегодовая численность населения в возрасте 6 - 17 лет <1>

тыс. чел.

167,2

167,0

165,1

165,2

162,3

162,5

158,6

158,7

4

Среднесписочная численность работников всех предприятий и организаций <1>

тыс. чел.

415,6

416,2

417,5

418,3

419,7

420,8

422,1

423,5

5

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций

руб.

77 427

88 267

96 200

99 311

102 900

107 268

110 080

114 985

6

Индекс промышленного производства, к предыдущему году, в том числе по видам экономической деятельности <4>:

%

104,0

102,7 - 103,7

100,3

101,7

100,5

101,8

100,7

102,0

обрабатывающие производства

%

103,8

104,0 - 105,1

100,3

101,7

100,6

101,8

100,8

102,1

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

%

103,2

92,0 - 95,0

100,9

101,3

100,6

101,6

100,5

101,5

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

%

115,1

70,0 - 72,5

100,1

101,8

100,1

101,7

100,1

100,6

7

Оборот розничной торговли <1>

млн. руб.

464 476

516 260

563 744

570 261

610 918

625 690

666 498

689 110

8

Индекс физического объема оборота розничной торговли, к предыдущему году <1>

%

107,1

102,3

103,8

105,2

104,2

105,5

104,6

105,9

9

Объем платных услуг населению <1>

млн. руб.

145 229

165 681

180 006

181 588

192 809

196 591

206 337

213 246

10

Индекс физического объема платных услуг населению, к предыдущему году <1>

%

104,8

102,5

102,4

103,3

102,5

103,6

102,9

104,3

11

Прибыль прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности <5>

млн. руб.

106 834

108 757

110 715

114 304

118 465

121 048

127 350

128 916

12

Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) <1>

млн. руб.

199 723

201 034

210 580

215 711

219 406

230 156

232 960

249 175

13

Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, к предыдущему году <1>

%

99,7

93,2

99,1

101,9

99,8

102,2

101,8

103,8

14

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв

507,1

433,1

349,3

436,7

381,0

476,3

431,9

539,9

15

Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, декабрь к декабрю предыдущего года

%

109,8

106,0 - 107,0

104,0 - 105,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

16

Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, в среднем за год к предыдущему году

%

108,6

108,6 - 109,2

104,3 - 105,5

104,6 - 105,1

104,0

104,0

104,0

104,0


 

<1> Оценка.

<2> Среднегодовая численность населения в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного рассчитана в соответствии с методикой определения возрастных групп населения, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 17 июля 2019 года N 409: 2024, 2025 годы - мужчины 16 - 62 года, женщины 16 - 57 лет, 2026, 2027 годы - мужчины 16 - 63 года, женщины 16 - 58 лет, 2028 год - мужчины 16 - 64 года, женщины 16 - 59 лет.

<3> 2024, 2025 годы - мужчины 63 года и старше, женщины 58 лет и старше; 2026, 2027 годы - мужчины 64 года и старше, женщины 59 лет и старше, 2028 год - мужчины 65 лет и старше, женщины 60 лет и старше.

<4> За отчетный год - данные предварительные.

<5> Без банков, страховых организаций и бюджетных учреждений.

 

2. Пояснительная записка

к прогнозу социально-экономического развития города Омска

на 2026 год и на период до 2028 года

 

Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2026 год и на период до 2028 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2026 год и на период до 2028 года, итогов социально-экономического развития города Омска за истекший период 2025 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2025 год, а также тенденций социально-экономического развития города Омска в предшествующие годы.

При разработке прогноза использовались следующие материалы:

- сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;

- основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов, разработанные Центральным банком Российской Федерации;

- основные показатели проекта прогноза социально-экономического развития Омской области на 2026 год и на период до 2028 года, подготовленные Министерством экономического развития Омской области;

- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - Омскстат);

- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.

В прогнозе уточнены параметры планового периода прогноза социально-экономического развития города Омска на 2025 год и на период до 2027 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 10 октября 2024 года N 792-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов в Омский городской Совет" в результате корректировки Омскстатом отчетных данных за 2024 год, анализа динамики показателей социально-экономического развития города Омска за истекший период 2025 года, прогнозной оценки темпов роста экономики города Омска в 2026 - 2027 годах с учетом сложившихся тенденций.

Прогноз разработан на вариантной основе в составе двух основных вариантов - первый вариант (консервативный) и второй вариант (базовый).

Базовый вариант описывает сценарий развития экономики с учетом роста доходов населения и вероятного роста внутреннего спроса (потребительского и инвестиционного). Консервативный вариант сформирован с учетом возможного ухудшения внешнеэкономических условий и замедления потребительского спроса населения. Несмотря на смягчение денежно-кредитной политики, в 2026 году возможна рецессия в экономике: снижение темпов экономического роста и экономической активности, спад спроса, предложения и производства.

Базовый вариант (второй вариант) предлагается использовать для разработки параметров бюджета города Омска на 2026 - 2028 годы.

На 1 января 2025 года численность населения города Омска составила 1 101,4 тыс. человек. С учетом сложившейся естественной убыли населения и положительного миграционного сальдо численность населения города к концу 2025 года уменьшится на 1,7 тыс. человек по сравнению с началом года и составит 1 099,6 тыс. человек. Среднегодовая численность населения за 2025 год составит 1 100,5 тыс. человек и уменьшится на 0,2 процента по сравнению с 2024 годом.

Тенденция ухудшения показателей рождаемости, которые не превышают показатели смертности в 2026 - 2028 годах, сохранится, и, как следствие в эти годы прогнозируется сокращение среднегодовой численности населения города Омска в среднем на 0,2 - 0,4 процента ежегодно.

Также в 2025 году по сравнению с 2024 годом прогнозируется снижение численности населения моложе и трудоспособного возраста, численность населения старше трудоспособного возраста увеличится. С учетом пенсионной реформы прогнозируется рост численности населения трудоспособного возраста в 2026 - 2028 годах, при этом продолжится "старение" населения - сокращение численности моложе трудоспособного возраста и рост численности старше трудоспособного возраста.

По итогам 2025 года по сравнению с 2024 годом ожидается уменьшение среднегодовой численности детей в возрасте 1 - 6 лет на 4,1 тыс. человек и детей в возрасте 6 - 17 лет на 0,2 тыс. человек, что также является следствием спада рождаемости в 1990-е годы.

Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций города Омска в январе - июне 2025 года составила 279,3 тыс. человек. По итогам 2025 года ожидается, что среднесписочная численность работников всех предприятий и организаций увеличится по сравнению с 2024 годом и составит 416,2 тыс. человек.

В 2026 - 2028 годах прогнозируется рост среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций: по первому варианту прогноза - к 2028 году численность составит 422,1 тыс. человек, по второму варианту - 423,5 тыс. человек.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций в январе - июне 2025 года составила 83 994 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2024 года на 14,2 процента. Наибольший рост отмечался в следующих видах экономической деятельности: производство электрического оборудования (на 52,6 процента), деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (на 36,0 процента), производство готовых металлических изделий (на 32,7 процента), водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (на 29,2 процента), производство машин и оборудования (на 27,0 процента).

По оценке, в 2025 году уровень среднемесячной номинальной заработной платы составит 88 267 рублей и по сравнению с 2024 годом вырастет на 14,0 процента.

В 2026 - 2028 годах также прогнозируется рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций с учетом государственных мер, направленных на повышение минимального размера оплаты труда, ежегодной индексации заработной платы с учетом инфляции. По первому варианту прогноза в 2026 - 2028 годах рост среднемесячной заработной платы прогнозируется в пределах 9,0 - 7,0 процента, по второму варианту - ежегодный рост в пределах 12,5 - 7,2 процента.

По предварительным данным производство промышленной продукции в январе - июне 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года увеличилось на 4,5 процента, в том числе увеличилось в обрабатывающих производствах на 6,0 процента и уменьшилось в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха - на 8,8 процента, в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - на 26,3 процента.

По итогам 2025 года рост выпуска промышленного производства по сравнению с 2024 годом оценивается в пределах 2,7 - 3,7 процента, в том числе за счет увеличения объема выпуска в обрабатывающих производствах на 4,0 - 5,1 процента, при этом уменьшится объем выпуска в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха на 5,0 - 8,0 процента, в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - на 27,5 - 30,0 процента.

В 2026 - 2028 годах ожидается, что рост индекса промышленного производства по первому варианту прогноза составит 100,3 - 100,7 процента и по второму варианту 101,7 - 102,0 процента. Наибольший вклад в рост промышленного производства вносят организации нефтехимической, пищевой и химической промышленности, машиностроения, доля которых в структуре добавленной стоимости в целом по промышленности занимает около 80%.

Оборот розничной торговли по крупным и средним организациям за январь - июнь 2025 года составил 120,2 млрд. рублей и по отношению к соответствующему периоду предыдущего года уменьшился в сопоставимых ценах на 2,7 процента. Рост физического объема оборота розничной торговли по полному кругу всех предприятий и организаций составит 102,3 процента по сравнению с 2024 годом.

Рост оборота розничной торговли в 2026 - 2028 годах по первому варианту прогноза составит 103,8 - 104,6 процента, по второму варианту - ежегодный рост 105,2 - 105,9 процента.

Объем платных услуг, оказанных населению города, по крупным и средним организациям за 1 полугодие 2025 года увеличился в сопоставимых ценах на 1,2 процента по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составил 39,8 млрд. рублей. По итогам 2025 года ожидается рост физического объема платных услуг населению по полному кругу всех предприятий и организаций на 102,5 процента.

В 2026 - 2028 годах при росте платежеспособного спроса населения прогнозируется ежегодный рост объема платных услуг населению по первому варианту прогноза - 102,4 - 102,9 процента, по второму варианту - ежегодный рост 103,3 - 104,3 процента.

По итогам финансово-хозяйственной деятельности за январь - июнь 2025 года крупными и средними организациями города получен сальдированный финансовый результат в сумме 37,9 млрд. рублей, что на 10,6 процента меньше, чем за аналогичный период 2024 года (по сопоставимому кругу организаций). Доля прибыльных организаций составила 74,0 процента от общего числа организаций, получивших убыток - 26,0 процента. Сумма прибыли, полученная прибыльными организациями, составила 42,3 млрд. рублей и уменьшилась на 8,0 процента. Убыточными организациями получен убыток в размере 4,3 млрд. рублей, что на 23,0 процента больше, чем за аналогичный период 2024 года.

Учитывая динамику финансового состояния организаций в 1 полугодии 2025 года, прибыль прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности по итогам 2025 года увеличится на 1,8 процента по сравнению с 2024 годом и составит 108,8 млрд. рублей.

В 2026 - 2028 годах прогнозируется увеличение прибыли прибыльных организаций по всем видам экономической деятельности.

За январь - июнь 2025 года объем инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций составил 55,7 млрд. рублей и уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2024 года в сопоставимых ценах на 10,7 процента. Наибольший объем инвестиций приходился на производство кокса и нефтепродуктов (17,4 процента от общего объема инвестиций), производство химических веществ и химических продуктов (12,6 процента от общего объема инвестиций).

По предварительной оценке, по итогам 2025 года объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) уменьшится по сравнению с 2024 годом на 6,8 процента (в сопоставимых ценах).

В 2026 - 2028 годах прогнозируется восстановление динамики инвестиций: по первому варианту прогноза рост в сопоставимых ценах в пределах 99,1 - 101,8 процента, по второму варианту - 101,9 - 103,8 процента.

В 2026 - 2028 годах планируется завершение реализации крупных инвестиционных проектов в сфере обрабатывающих производств, в том числе по модернизации акционерного общества "Газпромнефть - Омский НПЗ".

В рамках мер, направленных на развитие жилищного строительства, на территории города Омска осуществляется реализация проектов обществом с ограниченной ответственностью "Брусника. Кварталы Драверта. Омск. Специализированный застройщик", обществом с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Эталон-Омск", обществом с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Догма-Омск", обществом с ограниченной ответственностью Группа компаний "Стройбетон" проводится строительство жилищного фонда в новом жилом районе Амурский-2 города Омска.

В январе - июне 2025 года введено в действие 221,4 тыс. кв.м. общей площади жилых домов, что на 1,7 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 год. По оценке, объем ввода жилья по итогам 2025 года составит 433,1 тыс. кв.м.

В 2026 году по первому варианту прогноза ввод жилья в городе Омске составит 349,3 тыс. кв.м, по второму варианту - 436,7 тыс. кв.м, в 2027 году - 381,0 тыс. кв.м и 476,3 тыс. кв.м соответственно по первому и второму вариантам, в 2028 году - 431,9 тыс. кв.м и 539,9 тыс. кв.м по первому и второму вариантам соответственно.

Индекс потребительских цен в июне 2025 года к декабрю 2024 года составил 4,4 процента. Цены на продовольственные товары по сравнению с декабрем 2024 года увеличились на 6,7 процента, на непродовольственные товары снизились на 0,6 процента, на платные услуги населению увеличились на 7,6 процента. За 2025 год прирост цен составит 6,0 - 7,0 процента (декабрь 2025 года к декабрю 2024 года).

В 2025 году инфляция оставалась высокой вследствие ограниченного роста предложений при практически полном использовании производственных мощностей и трудовых ресурсов, а также санкционного давления.

В 2026 - 2028 годах инфляция прогнозируется на уровне 4,0 процента по второму варианту.

 

 

 

Приложение N 2

к постановлению Администрации города Омска

от 13 октября 2025 года N 771-п

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

бюджетной и налоговой политики города Омска

на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов

 

1. Основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов обеспечивают преемственность направлений бюджетной и налоговой политики, определенных в предшествующем периоде, и разработаны в целях определения условий, используемых при составлении проекта и исполнении бюджета города Омска на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города Омска на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, обеспечивающих его устойчивость и сбалансированность.

Основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов подготовлены на основе бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Омской области, муниципальных правовых актов города Омска о налогах и сборах, основных направлений бюджетной и налоговой политики Омской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, определенных Указом Губернатора Омской области от 15 августа 2025 года N 167, с учетом обеспечения мероприятий, направленных на достижение целей, выполнение целевых показателей и задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", исходя из целей и задач социально-экономического развития города Омска, определенных Стратегией социально-экономического развития города Омска до 2030 года, утвержденной Решением Омского городского Совета от 19 декабря 2018 года N 101, поэтапного решения задач по исполнению судебных решений, вынесенных в отношении Администрации города Омска и ее структурных подразделений.

2. Основными направлениями налоговой политики города Омска на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов являются:

1) увеличение доходной базы бюджета города Омска, обеспечение ее устойчивости в целях решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) с учетом изменения полномочий муниципальных образований, установленных федеральным и региональным законодательством, в том числе за счет:

а) проведения мероприятий по расширению налоговой базы бюджета города Омска, включая:

- проведение комплексных кадастровых работ;

- вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого муниципального имущества;

- реализацию программы приватизации муниципального имущества города Омска;

- предоставление права выкупа арендованного муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства;

- проведение мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в целях реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- обеспечение реализации прав граждан на легализацию права собственности на земельные участки и объекты капитального строительства в рамках "гаражной амнистии";

- выявление и уточнение характеристик объектов недвижимого имущества, в том числе определение (уточнение) категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков, установление (уточнение) адреса местонахождения объектов недвижимости, определение групп видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с методическими указаниями и нормативно-техническими документами по государственной кадастровой оценке, а также обеспечение выявления фактически используемых объектов недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, с целью их вовлечения в налоговый оборот и постановки на кадастровый учет при наличии оснований для такого учета;

б) совершенствования нормативных правовых актов города Омска о местных налогах и введение новых налогов на территории города Омска по результатам мониторинга федерального законодательства о налогах и сборах;

в) проведения мероприятий муниципального контроля, включая:

- проведение мероприятий муниципального земельного контроля в целях обеспечения платности использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и обеспечение передачи в Управление Федеральной налоговой службы России по Омской области сведений о земельных участках, используемых не по целевому назначению, в соответствии с пунктом 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации;

- продолжение работы по выявлению объектов недвижимого имущества, нестационарных объектов, используемых (размещенных) без правовых оснований, с целью их дальнейшей легализации (при наличии законных оснований) или выноса (демонтажа);

- проведение мероприятий по легализации хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории города Омска, в рамках межведомственного взаимодействия с контрольно-надзорными органами;

г) осуществления контроля за соответствием кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства уровню рыночных цен;

д) проведения комплекса мероприятий по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью по доходам бюджета города Омска;

е) участия в организации и проведении информационной кампании налоговых органов по повышению налоговой грамотности граждан и привлечению их к уплате налогов, поступающих в бюджет города Омска, в установленный срок;

2) предоставление финансовой поддержки гражданам, начинающим собственное дело, а также субъектам малого и среднего предпринимательства города Омска на конкурсной основе с учетом критериев, предусматривающих увеличение количества рабочих мест и поступлений налогов в бюджет города Омска;

3) проведение ежегодного мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов города Омска и оценки эффективности налоговых расходов города Омска с учетом изменений федерального законодательства, с последующим формированием предложений по регулированию налоговых преференций по местным налогам, включая их отмену, уточнение или изменение условий предоставления;

4) обеспечение прозрачности и доступности информации о ставках и льготах по местным налогам, действующим на территории города Омска.

3. Основными направлениями бюджетной политики города Омска на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов являются:

- обеспечение сбалансированности доходных источников и расходных обязательств бюджета города Омска;

- достижение национальных целей развития Российской Федерации путем обеспечения участия в реализации национальных проектов и государственных программ Российской Федерации и Омской области в целях повышения качества жизни населения города Омска;

- финансовое обеспечение гарантированных государством целевых показателей повышения оплаты труда работников в сфере образования и культуры, повышения минимального размера оплаты труда работников муниципальных учреждений;

- повышение эффективности бюджетной системы города Омска за счет применения программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего расходование бюджетных средств в увязке с конкретными результатами;

- обеспечение исполнение судебных решений, вынесенных в отношении Администрации города Омска, исходя из наличия финансовых возможностей бюджета города Омска.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов в связи со значительным накопленным объемом долгосрочных обязательств, основной задачей бюджетной политики является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет:

- недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками, установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных федеральными законами к вопросам местного значения городского округа;

- реализации мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения условий и целей предоставления полученных межбюджетных трансфертов, своевременности и полноты их освоения;

- поддержания оптимальных объемов и структуры бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий органов местного самоуправления города Омска;

- привлечения муниципальными учреждениями города Омска внебюджетных ресурсов, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на обеспечение функционирования, в том числе на достижение установленных значений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", и улучшение материально-технической базы учреждений;

- применения предусмотренных федеральным законодательством конкурентных способов осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, и нужд бюджетных учреждений города Омска, образующих экономию бюджетных средств при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ и услуг;

- привлечение застройщиков к участию в развитии социальной инфраструктуры города Омска;

- продолжение совершенствования процесса управления муниципальным имуществом, в том числе путем изъятия имущества, не используемого для оказания муниципальных услуг (выполнения работ), его реализации (продажи) или сдачи в аренду за счет восстановления и реконструкции объектов муниципальной собственности в рамках соглашений о муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений;

- повышение эффективности и качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) за счет повышения ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в бюджет города Омска в случае недостижения показателей, установленных в муниципальном задании.

В целях привлечения граждан к участию в бюджетном процессе и повышению открытости бюджетных данных будет продолжено развитие муниципального института инициативного бюджетирования, в том числе за счет реализации инициативных проектов, обучения основам финансовой и бюджетной грамотности, обеспечения публичности процесса управления муниципальными финансами и совершенствования форм представления проекта бюджета города Омска, отчета об исполнении бюджета города Омска.

Одним из основных направлений бюджетной политики является проведение взвешенной и ответственной долговой политики, направленной на сохранение объема муниципального долга в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, с его последующим снижением и оптимизацией расходов на обслуживание муниципальных долговых обязательств в соответствии с ежегодно утверждаемыми Администрацией города Омска основными направлениями долговой политики города Омска на очередной финансовый год и плановый период.

Муниципальный финансовый контроль за эффективным использованием бюджетных средств осуществляется посредством внутреннего муниципального финансового контроля, контроля за фактическим исполнением и результативностью реализации мероприятий муниципальных программ города Омска, проверки сметной документации на выполнение проектно-изыскательских, строительных и ремонтно-строительных работ на объектах муниципальной собственности с целью определения достоверной сметной стоимости работ, казначейского сопровождения средств бюджета города Омска.

Постановление Администрации города Омска "О внесении проекта бюджета города Омска на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов в Омский городской Совет" от 13.10.2025 N 771-п