Указ Губернатора Омской области от 23.08.2024 N 185 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Омской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
УКАЗ
ГУБЕРНАТОРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 23 августа 2024 года N 185
г. Омск
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики
Омской области на 2025 год и на плановый период
2026 и 2027 годов
В соответствии с абзацем четвертым статьи 5, пунктом 8 статьи 8 Закона Омской области "О бюджетном процессе в Омской области" постановляю:
1. Определить основные направления бюджетной и налоговой политики Омской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов согласно приложению к настоящему Указу.
2. Органам исполнительной власти Омской области, государственным органам Омской области, решение о создании которых принято Губернатором Омской области в соответствии со статьей 58.1 Устава (Основного Закона) Омской области, при формировании бюджетных ассигнований областного бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств Омской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Омской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований Омской области организовать работу по составлению проектов местных бюджетов на 2025 год (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов) в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Омской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Губернатор Омской области В.П. Хоценко
Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 23 августа 2024 года N 185
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Омской области на 2025 год
и на плановый период 2026 и 2027 годов
I. Основные положения
1. Основные направления бюджетной и налоговой политики Омской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов обеспечивают преемственность целей бюджетной и налоговой политики, определенных в предшествующем периоде, и разработаны в целях определения условий, используемых при составлении проекта областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров областного бюджета.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Омской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов должны обеспечить социальную и финансовую стабильность в Омской области, создать условия для устойчивого социально-экономического развития региона в соответствии с национальными целями развития страны.
2. Основные направления бюджетной и налоговой политики Омской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов подготовлены:
1) на основе бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Омской области о налогах и сборах, с учетом обеспечения реализации мероприятий, направленных на достижение целей, выполнение целевых показателей и задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
2) исходя из задач и приоритетов социально-экономического развития Омской области, определенных Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п, и Программой оздоровления государственных финансов Омской области на 2017 - 2026 годы, утвержденной распоряжением Правительства Омской области от 24 марта 2017 года N 26-рп;
3) с учетом необходимости реализации приоритетных задач социально-экономического развития Омской области в условиях выполнения обязательств, устанавливаемых соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Омской области, заключаемым ежегодно Министерством финансов Российской Федерации и Губернатором Омской области в соответствии с пунктом 10 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
4) в целях повышения стабильности ведения экономической деятельности на территории Омской области и роста налогового потенциала Омской области;
5) с учетом предложений Правительства Российской Федерации по комплексному, системному изменению параметров налоговой системы Российской Федерации, принятых на федеральном уровне.
II. Основные направления налоговой политики Омской области
на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
3. Основными направлениями налоговой политики Омской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов являются:
1) создание стабильных условий для ведения предпринимательской деятельности и роста деловой активности в целях повышения уровня инвестиционной привлекательности Омской области.
В данном направлении продолжится работа по реализации комплекса мер, способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата и развитию конкурентоспособной инновационной экономики Омской области, в том числе путем заключения с инициаторами инвестиционных проектов соглашений, направленных на закрепление основных параметров таких проектов, а также сроков осуществления мероприятий в рамках реализации указанных проектов.
Продолжится дальнейшее применение механизмов, предлагаемых на федеральном уровне, направленных на успешную реализацию инвестиционных проектов, в том числе в рамках применения комплекса мер налогового стимулирования;
2) увеличение доходной базы консолидированного бюджета Омской области и обеспечение ее устойчивости.
Будет продолжена работа по координации деятельности государственных органов Омской области, а также органов местного самоуправления Омской области по повышению собираемости налоговых и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Омской области, в том числе по взысканию дебиторской задолженности по платежам, пеням и штрафам по ним;
3) совершенствование законодательства Омской области о налогах и сборах по итогам мониторинга изменений в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе с учетом изменения полномочий субъектов Российской Федерации.
Планируется внесение соответствующих изменений в законодательство Омской области по итогам проводимого на федеральном уровне совершенствования налоговой системы Российской Федерации, а также установления новых полномочий субъектов Российской Федерации в рамках реализации налоговой политики;
4) создание условий для налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, с учетом изменения на федеральном уровне подходов к налогообложению дорогостоящего имущества.
Кроме того, по итогам анализа сложившейся в Омской области практики налогообложения объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, планируется совершенствование налогообложения недвижимого имущества, актуализация перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости;
5) реализация сбалансированной налоговой политики, обеспечивающей сохранение стабильных налоговых условий по специальным налоговым режимам, по итогам мониторинга ситуации в отдельных отраслях экономики, а также изменений параметров применения упрощенной системы налогообложения.
В целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства продолжится реализация мероприятий, направленных на создание условий для развития на территории Омской области малого и среднего предпринимательства, формирование благоприятных условий ведения бизнеса;
6) проведение оценки эффективности налоговых расходов Омской области в соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796, а также постановлением Правительства Омской области от 18 марта 2020 года N 100-п "Об отдельных вопросах оценки налоговых расходов Омской области".
В случае выявления кураторами налоговых расходов Омской области неэффективных налоговых расходов, установленных законодательством Омской области, будет осуществляться подготовка предложений по регулированию преференциальных налоговых режимов, а именно отмене, уточнению или изменению условий предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций.
III. Основные направления бюджетной политики Омской области
на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
4. Бюджетная политика Омской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов ориентирована на обеспечение финансовой стабильности, улучшение качества жизни и благосостояния населения Омской области.
5. Основными направлениями бюджетной политики Омской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов являются:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости консолидированного бюджета Омской области.
Ключевой задачей бюджетной политики Омской области является принятие мер по обеспечению сбалансированности и долгосрочной устойчивости консолидированного бюджета Омской области в условиях необходимости соблюдения ограничений в отношении уровней государственного долга Омской области и дефицита областного бюджета, установленных заключенными с Министерством финансов Российской Федерации соглашениями о реструктуризации обязательств (задолженности) субъекта Российской Федерацией перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.
Решение указанной задачи будет осуществляться путем проведения взвешенной и ответственной долговой политики, направленной на оптимизацию государственного долга Омской области и расходов на его обслуживание.
В целях реализации мер по списанию бюджетных кредитов субъектов Российской Федерации, озвученному в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, планируется осуществление мероприятий в рамках реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам до 2029 года.
В целях дальнейшего развития инфраструктуры Омской области планируется продолжить использование инструментов "инфраструктурного меню";
2) достижение национальных целей развития Российской Федерации путем реализации мероприятий государственных программ Омской области, включающих в себя региональные проекты, реализуемые в рамках национальных проектов, в целях повышения качества жизни населения Омской области.
Применение программного метода бюджетного планирования направлено на решение задач социально-экономического развития Омской области, повышение эффективности бюджетной системы Омской области, обеспечивающей расходование бюджетных средств в увязке с конкретным результатом.
При этом необходимо обеспечить принятие мер по повышению качества планирования программных показателей и мероприятий с учетом текущей социально-экономической ситуации, своевременному выполнению показателей государственных программ Омской области и достижению результатов региональных проектов, максимальному привлечению средств федерального бюджета в рамках реализации национальных проектов;
3) повышение эффективности и результативности расходования бюджетных средств путем осуществления следующих мероприятий:
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств;
- неустановление расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
- применение оптимизированных проектных и технических решений, обеспечивающих минимизацию затрат областного бюджета и своевременный ввод в эксплуатацию социально значимых объектов;
- увеличение доли государственных и муниципальных услуг, доступных в электронном виде;
- обеспечение условий получения обучающимися в образовательных организациях профильного образования;
- создание условий для патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях;
- реализация мероприятий по модернизации системы образования в целях создания комфортных условий для пребывания обучающихся в образовательных организациях;
- развитие стационарзамещающих технологий, применяемых в рамках социального обслуживания граждан;
- увеличение количества (доли) организаций негосударственного сектора, участвующих в оказании социальных услуг;
- развитие системы оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта;
- создание новой модели подготовки квалифицированных кадров в сфере среднего профессионального образования, соответствующей потребностям экономики, ее конкретных отраслей и приближенной к запросам рынка Омской области;
- повышение эффективности функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
- развитие практик инициативного бюджетирования на территории Омской области в целях вовлечения граждан в бюджетный процесс;
- обеспечение внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при использовании бюджетных средств;
- обеспечение контроля за законностью, своевременностью, достижением целей, показателей и результатов реализации мероприятий государственных программ Омской области, региональных проектов (программ), направленных на достижение целей федеральных и национальных проектов (программ);
- осуществление государственными органами Омской области ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении подведомственных учреждений;
- обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
4) совершенствование системы межбюджетных отношений, содействие обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Омской области.
Развитие межбюджетных отношений в Омской области будет направлено на дальнейшее поддержание устойчивого исполнения и сбалансированности местных бюджетов в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, повышение качества управления муниципальными финансами, усиление ответственности органов местного самоуправления Омской области за проводимую бюджетную политику и безусловное исполнение принятых расходных обязательств. В этой сфере приоритетными направлениями являются:
- продолжение применения практики замены (частичной или полной) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов Омской области дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц;
- сохранение прозрачности основных действующих принципов распределения нецелевой финансовой помощи из областного бюджета местным бюджетам;
- обеспечение стабильности и предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе путем утверждения в законе Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период распределения субсидий местным бюджетам (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервного фонда Правительства Омской области и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации);
- обеспечение своевременного изменения методологии распределения межбюджетных трансфертов в связи с преобразованием муниципальных районов Омской области и поселений Омской области в муниципальные округа;
- реализация мер по укреплению финансовой дисциплины и соблюдению органами местного самоуправления Омской области требований бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе осуществление контроля качества управления муниципальными финансами и исполнения обязательств в рамках заключенных соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований Омской области;
5) обеспечение прозрачности (открытости) бюджетного процесса, сохранение высоких позиций в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных;
6) реализация мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Омской области.